Качество того или иного объекта (продукции, процесса, услуги) – это совокупность его характеристик, обеспечивающих удовлетворение потребностей потребителя. Так, качество электродвигателя можно охарактеризовать мощностью, ресурсом, коэффициент льно допустимыми условиями эксплуатации и другими показателями.
Формирование качества объекта происходит на всех этапах жизненного цикла, в частности, при анализе рынка, определении спроса, требований потребителя, проектировании продукции, материально-техническом снабжении, производстве продукции и так далее. На качество влияет большое количество факторов. Это неизбежно приводит к вариабельности (колебаниям) свойств объекта. Так, на этапе производства встречаются вариации (изменчивость) свойств материала, работы оборудования, окружающей среды (например, по температуре, освещённости, влажности и др.), квалификации работников и прочие.
Основа статистических методов управления качеством - теория вариабельности. В соответствии с ней продукция, услуги, процессы всегда испытывают вариации. Применяя статистические методы, возможно измерять и анализировать вариации с последующим уменьшением их, и, соответственно, снижением дефектности продукции.
Причины вариаций обычно подразделяют на две группы:
Управленческие решения принимают, исходя из результатов мониторинга (отслеживания) процесса и диагностики ситуации. При этом сбор, обработку и анализ информации проводят статистическми методами. Такой подход к принятию решения называют статистическим мышлением.
Принципы статистического мышления:
Статистические методы позволяют выяснить проблемы и их причины, а решают эти проблемы специалисты в данной конкретной области. Поэтому статистическим мышлением должны обладать и такие специалисты.
Статистические методы реализуются прежде всего на основе компьютерных технологий. В свою очередь, компьютерные технологии при управлении качеством используются в двух направлениях:
      Далее
    Содержание