cheap auto insurance in

О СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДАХ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Качество того или иного объекта (продукции, процесса, услуги) – это совокупность его характеристик, обеспечивающих удовлетворение потребностей потребителя. Так, качество электродвигателя можно охарактеризовать мощностью, ресурсом, коэффициентом полезного действия, предельно допустимыми условиями эксплуатации и другими показателями.

Формирование качества объекта происходит на всех этапах жизненного цикла, в частности, при анализе рынка, определении спроса, требований потребителя, проектировании продукции, материально-техническом снабжении, производстве продукции и так далее. На качество влияет большое количество факторов. Это неизбежно приводит к вариабельности (колебаниям) свойств объекта. Так, на этапе производства встречаются вариации (изменчивость) свойств материала, работы оборудования, окружающей среды (например, по температуре, освещённости, влажности и др.), квалификации работников и прочие.

Основа статистических методов управления качеством - теория вариабельности. В соответствии с ней продукция, услуги, процессы всегда испытывают вариации. Применяя статистические методы, возможно измерять и анализировать вариации с последующим уменьшением их, и, соответственно, снижением дефектности продукции.

Причины вариаций обычно подразделяют на две группы:

1. Общие причины. Связаны с производственной системой, т.е. оборудованием, зданиями, персоналом, сырьём и др. Эти причины проявляются как результат совместного влияния ряда случайных факторов. Каждый из них вносит некоторый вклад в общую вариацию. Такую вариабельность можно уменьшить только путём изменения системы. Почти всегда для вмешательства в систему необходимы действия руководства, т.е. высшего менеджмента (например, выделение ресурсов на закупку оборудования). По правилу Джурана 85/15, вмешательство в систему необходимо примерно для 85% возникающих проблем.
2. Специальные причины. Сюда относят неслучайные причины, такие как ошибки оператора, сбои настройки оборудования, нарушения технологического режима и др. Например, изменение температуры, рабочего давления процесса, дозировки химикатов, износ станков, инструмента. Чтобы обеспечить стабильность, причины такого рода следует изучать и устранять при настройке процесса. Устранение этих причин - задача рядового персонала.

Управленческие решения принимают, исходя из результатов мониторинга (отслеживания) процесса и диагностики ситуации. При этом сбор, обработку и анализ информации проводят статистическми методами. Такой подход к принятию решения называют статистическим мышлением.

Принципы статистического мышления:

а). любая работа делается в системе взаимосвязанных процессов;
б). все процессы имеют вариации;
в). залогом успеха является понимание и снижение вариаций.

Статистические методы позволяют выяснить проблемы и их причины, а решают эти проблемы специалисты в данной конкретной области. Поэтому статистическим мышлением должны обладать и такие специалисты.

Статистические методы реализуются прежде всего на основе компьютерных технологий. В свою очередь, компьютерные технологии при управлении качеством используются в двух направлениях:

1. Применение при решении конкретных задач производства универсальных или специальных программ по статистическим методам. Напр., табличный процессор Excel, статистический пакет Statistica и др.
2. Создание компьютерной системы управления качеством, в основе которой - единое описание продукции в электронном виде на всех этапах жизненного цикла (CALS- технологии). В такую систему входит база данных о применяемых статистических методах. При реализации концепции CALS создаётся единое информационное пространство для организаций, участвоющих в жизненном цикле изделия.

      Далее     Содержание

© В.В.Заляжных